Муниципальный Совет Муниципального образования Коломяги

О недопустимости принятия законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия

15 ноября 2019 года состоялось заседание Муниципального Совета. Депутат МС Александр Алексеевич Редько рассказал о проекте закона о профилактике семейно-бытового насилия, подготовленного Государственной Думой Российской Федерации.

Депутаты единогласно выразили мнение о недопустимости принятия данного законопроекта и попросили Александра Алексеевича держать этот вопрос на контроле. Так, 16 января д.м.н. Александр Алексеевич Редько выступил на круглом столе на тему: «Законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» в контексте демографической безопасности».

Представляем доклад Александра Алексеевича Редько и ссылку на видеоматериал с конференции.

 
«В ГД РФ подготовлен очередной (44-й!) законопроект о профилактике семейно-бытового насилия депутатом Оксаной Пушкиной, известной своим лоббированием феминизма и прожившей часть жизни в Сан-Франциско. Наверное, это и определило основное направление обсуждаемого проекта закона, который, в случае его принятия окончательно и бесповоротно разрушит все наши семьи, а значит и уничтожит само наше общество.

Ниже мы проанализируем самые основные положения закона и к чему мы можем прийти в случае его принятия.

Справка по законопроекту о профилактике семейно-бытового насилия (далее – закон о СБН).

Суть всех вариантов данного законопроекта одна:

I) Широкое понятие семейно-бытового («домашнего») насилия, включая «физическое, психологическое, экономическое» насилие.

II) Ордер (предписание) «обидчику» о запрете приближения к пострадавшему и о выселении из жилья.

I). НАСИЛИЕ

«Физическое насилие» по законопроекту включает «умышленные насильственные действия, причинившие … физическую боль и попытки такого насилия». Это – закон о полном запрете любых в т.ч. минимальных физических наказаний детей и даже попыток таких наказаний. (Стоит учесть: реальное физическое насилие уже запрещено КоАП и УК).

«Психологическое насилие» по законопроекту включает:

— «высказывание угроз совершения насилия по отношению к пострадавшему, его близким, знакомым, домашним животным» (т.е., родитель, сказавший в воспитательных целях непослушному ребенку: «Ты у меня получишь!», совершает насилие);

— «изъятие документов, удостоверяющих личность». Забрать паспорт у ребенка, желающего вопреки мнению родителей, совершить опасное путешествие, — насилие.

— «удержание имущества пострадавшего либо его родственников». Забрать у ребенка, просиживающего часами за компьютерными играми, планшет, подаренный ему на день рождения, — «насилие».

— «предъявление требований, не соответствующих возрасту и возможностям гражданина». Будет оцениваться субъективно органами власти и НКО, которые имеют право инициировать наказания за «насилие». Сюда могут попасть требования родителей к ребенку выполнять серьезные задания по спорту, музыке и т.п.

«Экономическое насилие» по законопроекту включает:

— любые «действия, вызывающие негативные материальные последствия для пострадавшего». Испортил какую-нибудь вещь сожительнице – все, «насильник».

— «запрет или создание препятствий во владении, пользовании общим имуществом». Муж включает громко телевизор, жена – против, — «насилие», можно вызывать полицию. И такие случаи были в западной практике – споры по поводу телевизора, которые могут привести к выдаче ордера.

— «принуждение к тяжелому … труду». Призыв к ребенку навести порядок дома или поработать на огороде – вписывается. Западная практика доказывает.

Семейные отношения превращаются – в отношения бизнес-партнеров, в которых за любой вещественный ущерб надо отвечать по всей строгости закона.

Если исключить из определения насилия по ПФЗ о СБН все то, что уже запрещено УК и КоАП, насилием становится «все, что кому-то не нравится».

II). ОРДЕРА

За такое неадекватно определяемое насилие вводятся суровые санкции – сразу по факту насилия (или «попытки») незамедлительно должен быть выдан ордер (или «предписание»).

Ордер может выдать и полиция, и суд (по судебным – больше ограничений, но суть одна).

Суть ордера: запрет приближаться к пострадавшему, запрет предпринимать попытки выяснить место пребывания пострадавшего («преследование»); обязанность оплатить жилье пострадавшему, его консультирование, обязанность выселиться из жилья.

Инициатор ордера: любое лицо, сообщающее о факте СБН или его попытке. Ордер может быть выдан против воли пострадавшего, если полиция решит, что имеются причины, по которым пострадавший не может выразить согласие. Т.е., в отношении любых детей и женщин, ибо они по умолчанию будут считаться зависимыми.

Лица, имеющие право на защиту по ордеру: пострадавшие, а также любые третьи лица, «если имеются основания полагать, что нарушитель может причинить им моральный, физический, имущественный вред либо воспрепятствовать их законной деятельности, реализации прав, либо высказывает угрозы в их адрес».

Срок ордера полиции: до 2 мес. Но может быть вынесено неоднократно. Срок судебного ордера до 2 лет.

Срок на обжалование ордера: 3 дня. В нарушение Кодекса административного судопроизводства (по ст. 219 – 3 мес). Обжалование не приостанавливает действия ордера.

Давность «насилия» для выдачи ордера: в одной из версий законопроекта — 2 года с момента домашнего насилия, в последней версии – давность вообще исключена.

Примирение по делам: невозможно.

Презумпция невиновности: отсутствует. По факту заявления против обидчика принимается ордер против него, без проверки ситуации и без сбора доказательств. Как советует Модельный закон ООН: достаточно ссылки на то, что некто «чувствует себя небезопасно».

Лица, уполномоченные заниматься профилактикой: в т.ч. НКО и иные организации (не только некоммерческие). Бизнес будет провоцировать поиск клиентов. Бизнес будет сращиваться с госструктурами в целях «выявления СБН», которое заявлено как первое направление профилактики СБН. Коррупциогенная составляющая ПФЗ очевидна.

ВЫВОДЫ:

1) С точки зрения практики:

Закон о СБН – простой механизм завладения чужой собственностью, почва для отобрания детей из любых семей, для коррупции, провокация правового беспредела.

2) С научной точки зрения:

Происходит появление параллельного уголовного права, но без всех гарантий уголовного и административного процесса.

К принципам уголовного и административного производства относится «равенство перед законом и судом; презумпция невиновности; обеспечение права на защиту; состязательность сторон и свобода в предоставлении суду своих доказательств» и др.

Концепция профилактики СБН нарушает все базовые принципы уголовного и административного процесса, поскольку создан механизм внепроцессуального ограничения конституционных прав граждан (право на воспитание детей, неприкосновенности личности, собственности, свобода передвижения, презумпция невиновности) в обход УПК, КоАП.

А.Редько